понедельник, 23 апреля 2012 г.

Праздник «Но мы живем, чтобы оставить след»

19 апреля 2011 г. в актовом зале центральной городской библиотеки имени А. М. Горького г.Арзамаса на праздник «Но мы живем, чтобы оставить след», посвященный жизни и творчеству Расула Гамзатова, были приглашены ветераны города Арзамаса, студенты медицинского и политехнического колледжей.


Праздник был организован и проведен совместными усилиями сектора массовой работы ЦГБ и арзамасским медицинским колледжем в лице зам. директора по воспитательной работе Сатирской Т. Н. Студенты колледжа в ходе праздника декламировали стихи и пели песни на стихи Расула Гамзатова.

«Расул Гамзатович Гамзатов –  это аварский поэт и  народный поэт  всего Дагестана, его «визитная карточка». Лет двадцать-тридцать  назад   имя поэта редко кто не знал, сейчас – картина иная. И поэтому предлагаю вам окунуться в удивительный мир поэзии Расула Гамзатова! 
Людям старшего поколения стихи и песни Расула Гамзатова навеют приятные воспоминания о годах юности и взросления. Современную молодежь ожидает встреча с кумирами советской эпохи. И творчество народного поэта Дагестана Расула Гамзатовича  Гамзатова предстанет перед нами как одна из страниц истории нашей Родины» -  такими словами начала праздник, обращаясь к залу, зав. СМР ЦГБ Садыкова Н. Б. 

Имя смакую твоё по слогам:
Выдохнул – "Даг", следом выдохнул – "стан".
Льну, Дагестан мой, к альпийским лугам,
Тропок касаясь твоих, как стремян.

Вновь о твоей размышляя судьбе,
Край, вознесённый к седым небесам,
Я забываю легко о себе,
Выше от этого делаясь сам.

Так писал о Дагестане Расул Гамзатов, который им  бесконечно гордился и дорожил. Стихи прочел на фоне видов Дагестана  студент АМК Еремин М.


Расулу Гамзатову было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг: «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Письмена», «Колесо жизни», «Мой Дагестан»… Их более сорока. И все они о Любви. Любви к женщине, людям, земле, Родине, человечеству.

«Я аварский поэт. Но в своем сердце я чувствую гражданскую ответственность не только за весь Дагестан, не только за всю страну, но и за всю планету. Двадцатый век. Нельзя жить иначе», - говорил поэт. Его знаменитая песня "Журавли" заставляет каждый раз вздрагивать сердце.

Поэзия Гамзатова и мужественная, и нежная одновременно.  Культ женщины звучит в гамзатовской лирике. 
Однажды корреспонденты обратились к Расулу Гамзатову. - Расскажите про любовь. А он ответил. – Я не специалист, я просто влюбленный.


Строками, обращенными к женщине, можно целиком заполнить все поэтические вечера Гамзатова. Светлые и грустные, бурные и клокочущие, шутливые и трогательные, они передают все оттенки страстей, одолевающих сердце поэта.
На празднике прозвучали стихотворения о любви в исполнении студентов медицинского колледжа. Сопровождение их музыкой усилило эффект от выступления.

Я спросил на вершине, поросшей кизилом:
«Что мужского достоинства служит мерилом?»
«Отношение к женщине, - молвило небо в ответ.
«Чем измерить, спросил я у древней былинки, -
Настоящее мужество в сердце мужчины?»
«Отношением к женщине», - отвечала она.
«Чем любовь измеряется сердца мужского?»
«Отношением к женщине…»
«Нет мерила такого», - возразили служители мер и весов.

"Хорошие стихи, хорошо, - говорил Расул Гамзатов. – Но когда стихи становятся песней – хорошо вдвойне. Я специально не пишу песен. Если в моей поэзии композитор видит «свою» музыку – пусть будет песня …». 

Девушки АМК исполнили песни на стихи Р. Гамзатова «Берегите друзей», «Колыбельная», «Исчезли солнечные дни». 

«Расул сказал…» Однажды услышанное шутливо-меткое выражение Расула Гамзатова навсегда оставалось в памяти современников.  По Дагестану ходили легенды об остроумии Расула Гамзатова. Вот одна из них:

В Финляндии, ее премьер-министр  спросил поэта: – Как вам, представителю такого малочисленного народа, удалось взлететь на такую высоту? – Я родился в высоких горах, – ответил Расул Гамзатов, – а уж оттуда спустился к людям.

Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт. Его всегда называют в числе любимых поэтов». 
Поэт всегда возвращается, когда  нужен нам – своими стихами и песнями. И он жив,  пока мы помним о нем.

В застольной компании людной,
Отбросив торжественный слог,
Вздымаю, как будто бы лунный,
Я бычий вместительный рог.

В нем дар виноградников древний,
Веселья шипучего дар.
В рубиновых каплях полдневный
Долин откликается жар.

А может, к столу не из бочек
Нацежено это вино,
А было добыто из строчек,
Меня опьянивших давно…

Пусть литься в глаза мои будет
Тепло человеческих глаз.
Вы так удивительны, люди,
Я пью, дорогие, за вас!

Вся встреча с поэзией народного поэта Расула Гамзатова была наполнена атмосферой его песен и стихов, которые звучали с экрана и исполнялись студентами медицинского колледжа. Песни звучали в исполнении таких известных певцов, как М. Магомаев,  М. Бернес, А. Герман, В. Кикабидзе, ансамль «Гая». 
Зрители тепло благодарили участников праздника.

Н.Б.Садыкова, зав.сектором массовой работы ЦГБ им.А.М.Горького

Комментариев нет:

Отправить комментарий